Как проверить двигатель перед покупкой автомобиля

Автор: | 26.08.2022
Как проверить двигатель

Как проверить двигатель

В телефонном разговоре с продавцом договоритесь о том, чтобы он предоставил автомобиль на осмотр в «холодном» виде. Многие, даже серьезные проблемы, особенно в зачаточном состоянии, на разогретом двигателе не очевидны.

Холодный пуск, даже летом, может открыть много интересного, в первую очередь — посторонние звуки, по характеру которых можно предположить и характер проблем.
Что и как нужно проверять
Осмотрите двигатель и примыкающие патрубки визуально на предмет наличия течей жидкостей, замасливания ( масляного запотевания) в области прокладки клапанной крышки, прокладки головки блока цилиндров, поддона и сальников.

Если подкапотное пространство помыли перед продажей, возможно, чтобы скрыть следы утечек рабочих жидкостей. На самом деле, если в области прокладки клапанной крышки небольшое масляное запотевание, покрытое старым слоем пыли, это не сильно критично. Проблемой это является тогда, когда превращается в постоянную течь.
Осмотрите приводной ремень, а если есть возможность, то и ремень ГРМ. На боковых сторонах ремня не должны просматриваться внутренние слои резины, не должно быть признаков расслоения, ремень не должен иметь трещин. Само собой ремень, ролики не должны «свистеть» и издавать других нехарактерных звуков.

Не допускается замасливание приводного ремня. Если ремень имеет сильный износ по краям, не исключено, что придется заменить и шкивы. Если таковые признаки обнаруживаются, значит приводной ремень требуют замены — это лишний повод для торга с продавцом.

Стоит понимать, что без разборки двигателя невозможно точно определить состояние, уровень износа деталей двигателя и оставшийся ресурс. Но по ряду косвенных признаков можно отсеять варианты, которые наверняка не стоит рассматривать для покупки.

Осмотрите болты крепления клапанной крышки двигателя. Если на них видны следы демонтажа — это повод спросить продавца о причинах. Если двигатель свежего автомобиля подвергался ремонту — это повод отказаться от покупки, так как заведомо не известно — что стало причиной ремонта, на сколько качественно был выполнен ремонт и с применением каких деталей.

Среди косвенных признаков неисправностей можно отметить состояние рабочих жидкостей двигателя, в первую очередь — масла. Открутите крышку маслозаливной горловины, проверьте наличие отложений на самой крышке и загляните внутрь горловины.

Если на крышке и на внутренних деталях двигателя обнаруживается густой белый налет (эмульсия), значит масло смешивается с антифризом, который попадает в рабочие полости двигателя через пробитую прокладку головки блока цилиндров. Что хуже, у ГБЦ может быть нарушена геометрия, отчего она неплотно прилегает к блоку цилиндров или же рубашка охлаждения двигателя может иметь трещину.
Проверьте наличие эмульсии и прочих отложений и на масляном щупе двигателя, за одно проконтролировав уровень масла в двигателе. Недостаточный уровень может свидетельствовать о его существенном расходе. Но и нормальный уровень не должен вводить вас в заблуждение, возможно, продавец предусмотрительно долил масло до уровня, перед показом автомобиля.

Из отверстия щупа двигателя не должно выбрасываться избыточное давление, попросту говоря обильно дымить. Из под открученной крышки маслозаливной горловины также не должно выходить избыточное давление и дым, когда двигатель работает.

Большой объем прорыва картерных газов, может говорить о проблемах с поршневой группой.

Снимите немного масла со щупа пальцами и разотрите, в масле не должно быть абразива, мелкой металлической пыли, которая бы свидетельствовала о повышенном износе деталей двигателя.

Масло не должно иметь ярко выраженного запаха гари, который говорит о сильном перегреве масла и о том, что оно ухудшило свои смазывающие свойства, а значит двигатель эксплуатируется в критических условиях. Также масло может иметь горелый запах из-за проблем с поршневой.

Явный запах бензина в моторном масле также является негативным симптомом. В частности, этот симптом может говорить о неисправности форсунок. Если неисправная форсунка не до конца закрывается, то после остановки мотора остаточное давление в топливной рампе выдавливает бензин через форсунки в цилиндры.

Качество масла ухудшается, что подвергает мотор повышенному износу, а также повышается расход топлива.

Много густых масляных отложений на самой крышке маслозаливной горловины и внутри двигателя — тоже плохой звоночек. Во-первых, масло густеет, если его перегревают, а это уже само по себе не очень хорошо — если мотор перегревался.

Если масло загустело из-за того, что его слишком давно не меняли, это говорит о качестве обслуживания машины в целом. Во-вторых, загустевшее масло, оседает на стенках двигателя, забивая масляные каналы по которым масло поступает от насоса ко всем трущимся деталям двигателя, сужая эти каналы.

Соответственно, суженные из-за густых масляных отложений каналы поставляют недостаточное количество масла к трущимся деталям, что может повлечь повышенный износ этих деталей.

Через маслозаливную горловину, используя фонарик, осмотрите поверхности видимых деталей двигателя. Если на них обильно присутствуют твёрдые отложения, похожие на корку — это может говорить об использовании некачественного моторного масла и/или топлива.

В этом тоже нет ничего хорошего и со временем может привести к закоксовыванию поршневых колец, которые перестанут выполнять свою функцию, что может повлечь потерю компрессии и существенный расход масла. Следует отметить, что небольшое количество нагара допустимо на моторе с большим пробегом.

Также обильный нагар на клапанах может повлечь неполное их прилегание к седлу, что в результате повлечет за собой снижение компрессии и прогорание клапана. У особенно запущенных экземпляров, может наблюдаться на столько существенные углеродистые отложения на стенках цилиндров, что объем камеры сгорания уменьшается, это приводит к повышенному трению, уменьшению теплоотвода, что никак не может положительно сказаться на работе и ресурсе двигателя.

Это явление сопровождается повышенной детонацией двигателя, падением мощности. Но это диагностировать можно, лишь, заглянув в камеру сгорания, например, с помощью эндоскопа.

Следующую проверку можно проводить ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на ПОЛНОСТЬЮ остывшем двигателе, иначе рискуете получить порцию кипятка в лицо. Открутите крышку горловины радиатора охлаждения двигателя, осмотрите ее. Если на самой крышке, горловине и на видимой части внутри радиатора обнаруживаются «ржавые» отложения, а антифриз мутно-коричневый — это может свидетельствовать о том, что использовался некачественный или контрафактный антифриз, что еще хуже, есть вероятность, что мотор был перегрет, а антифриз кипел.

Избавиться от ржавчины в системе охлаждения двигателя будет очень тяжело, как правило, обычная единичная промывка не спасает ситуацию.

В целом, никаких отложений и густых загрязнений вы не должны увидеть внутри радиатора — ни «ржавых», ни маслянистых. Масло может подмешиваться в антифриз из-за проблем с ГБЦ, описанных выше. Засоренная система охлаждения работает неэффективно, что может повлечь перегрев двигателя или выход из строя помпы, термостата.

Це явище супроводжується підвищеною детонацією двигуна, падінням потужності. Але це діагностувати можна, лише, заглянувши в камеру згоряння, наприклад, за допомогою ендоскопа.

Наступну перевірку можна проводити ВИКЛЮЧНО на ПОВНІСТЮ остигшому двигуні, інакше ризикуєте отримати порцію окропу в обличчя. Відкрутіть кришку горловини радіатора охолодження двигуна, огляньте її. Якщо на самій кришці, горловині та на видимій частині всередині радіатора виявляються «іржаві» відкладення, а антифриз мутно-коричневий — це може свідчити про те, що використовувався неякісний або контрафактний антифриз, що ще гірше, є ймовірність, що мотор був перегрітий, а антифриз кипів.

Позбутися від іржі в системі охолодження двигуна буде дуже важко, як правило, звичайна одинична промивка не рятує ситуацію.

В цілому, ніяких відкладень і густих забруднень ви не повинні побачити всередині радіатора — ні «іржавих», ні маслянистих. Масло може підмішувати в антифриз через проблеми з ГБЦ, описаних вище. Забита система охолодження працює неефективно, що може спричинити перегрів двигуна або вихід з ладу помпи, термостата.

Если никаких посторонних отложений вы не обнаружили, тем не менее антифриз потемнел и имеет грязно-коричневый оттенок, это может говорить о том, что вышел срок его эксплуатации и необходимо его заменить. Более редкой причиной смены цвета и появления отложений может стать средство для устранения течи радиатора, которое применил владелец автомобиля. Такие средства эффективны от течей не на долго, и сами являются причиной засорения системы охлаждения.

Открутите крышку расширительного бачка системы охлаждения, проведите такой же осмотр состояния стенок самого бочка, крышки и жидкости.

При первом старте мотора на осмотре, визуально проконтролируйте выхлоп, он не должен иметь синий, черный или сизый оттенок. Выхлоп должен быть бесцветный, в том числе при наборе высоких оборотов, что также проконтролируйте, когда мотор выйдет на рабочую температуру. Попросите продавца поднять обороты до предельных, выхлоп не должен изменить цвет.

В холодную погоду или когда двигатель еще не прогрет, считается допустимым белый цвет выхлопа, это водяной пар от скопившегося в выхлопной системе конденсата. Если же густой белый обильный выхлоп не исчезает на прогретом двигателе, в теплую погоду и имеет сладковатый запах — это может говорить о попадании в камеру сгорания охлаждающей жидкости.

Причиной этому может служить порванная прокладка головки блока цилиндров или, что хуже, измененная геометрия ГБЦ, при перегреве двигателя. Вполне нормально если при старте двигателя из выхлопной трубы выходит немного воды, причиной этому также конденсат скопившийся в системе выхлопа из-за разницы температур.

Подставьте ладонь или салфетку почти вплотную к выхлопной трубе. Когда водитель повышает обороты, на салфетке не должно остаться капель масла, выброшенных из выхлопной системы. Салфеткой или пальцем проведите по внутренней поверхности выхлопной трубы. Нормальными будут сухие сажевые отложения, если отсутствует конденсат. Главное, чтобы сажа не должна быть маслянистая, если мотор не расходует масло. Просто растерев пальцами жидкость вы сможете отличить воду от масла.

Синий (сизый) дым говорит о том, что в цилиндрах сгорает масло, причиной этому могут стать изношенные поршневые кольца или маслосъемные колпачки. Измерив компрессию в цилиндрах можно определить более точно, если это необходимо. Если компрессия в норме, скорее всего, изношены маслосъемные колпачки, если компрессия страдает — кольца.

Черный дым говорит о неполном сгорании топлива, причиной этому может стать поступление избыточного количества топлива, из-за неисправности именно в топливной системе. Также причиной может оказаться недостаточное поступление воздуха в камеру сгорания, если сильно загрязнен воздушный фильтр или засорен впускной воздушный коллектор. На дизельном двигателе черный дым может быть симптомом низкой компрессии в цилиндрах, неисправности топливной системы или системы зажигания. Причин может быть больше, но в полевых условиях, при осмотре автомобиля наша задача — принять решение о покупке, а не ставить точный диагноз.

Продавец может уверять, что нужно просто поменять свечи или что подобное, несущественное, и всё будет хорошо. Не стоит верить на слово — если бы всё было так просто, почему продавец сам не вложил в машину пару тысяч гривен, а продает ее с такими отталкивающими симптомами?! В любом случае, если вы в поисках исправного автомобиля, столкнувшись с подобными негативными симптомами следует отказаться от его покупки.

Если при работе мотор подвержен повышенной детонации, вибрации, то есть его попросту трясёт — это тоже может быть причиной целого ряда проблем. Начиная от некачественного топлива и загрязненного топливного фильтра, заканчивая проблемами зажигания и, как написано выше, даже проблемами с самим двигателем. Поэтому, если детонация слишком очевидная и она не является конструктивной особенностью данной модели двигателя, не вдаваясь в подробности, уезжайте с осмотра.