Что такое стяги? | Разрушитель заблуждений

Автор: | 03.02.2012

В летописях и воинских повестях мы часто встречаем упоминание о стягахпредках военных знамен. Чтобы древнерусские воины даже в разгар сражения не теряли связи со своим командиром, около него всегда находился стяговник — воин, державший в руках длинный, более двух метров, деревянный шест, к которому был прикреплен известный воинам условный знак.

Первоначально это могла быть ветка дерева, пучки травы или конский хвост. Иногда применялись и куски ярких тканей различной формы. Позднее у каждого из князей появился свой стяг — особым образом расшитое полотнище, прикрепленное к поперечной палке, поднятой на вершину шеста.

После принятия христианства на стягах появилось изображение Иисуса Христа, Георгия Победоносца или Николая-чудотворца — небесных покровителей русской земли. Такой стяг получил название хоругви, а воин, несший его, стал называться хорунжим.Понятно, что носить такой стяг было достаточно трудно и опасно. Вот почему хорунжий всегда имел охрану из трех-че-тырех человек, которые не отходили от него ни на шаг, держа в руках обнаженные мечи.Название «знамя» впервые появляется в повестях о Куликовской битве. Историки установили, что знамя Дмитрия Донскогонесло на себе изображение Иисуса Христа на большом черном кресте. Правда, некоторые исследователи считают, что упоминаемый в повести «черный» не что иное, как искаженное «чермной», то есть красный, червленый. Само понятие «знамя» восходит к общеславянскому корню со значением «знак».ми пользовались вестники и в Древней Греции.В Древнем Риме развитие сети дорог привело к появлению более быстрого транспорта. Люди стали перемещаться быстрее, а письма скорее доставлялись адресатам.Но до появления специальной почтовой службы было еще очень далеко. Только когда было построено множество дорог, стала развиваться торговля, люди подумали и о почте.Вдоль дорог были устроены станции, где можно было заменить уставшую лошадь на свежую, отдохнувшую. Между станциями замелькали разные экипажи и повозки. Они перевозили людей, грузы и, конечно, письма. В ряде европейских стран появилась и специальная почтовая служба. Письма упаковывали в сумки, на которых отмечали, куда их надо было доставить, и передавали возчику.Конечно, их доставка была достаточно медленной и нерегулярной: все зависело от занятости посыльных и состояния дорог. Зимой письма возили скорее, а летом -медленнее. Только тогда, когда почтовая служба стала заниматься и перевозкой писем, дело пошло быстрее.

Поэтому важное сообщение, требующее срочной доставки, обычно поручалось специальному посыльному — курьеру или фельдъегерю. Любопытно, что эта служба дожила и до нашего времени, только теперь курьеры и фельдъегеря доставляют дипломатическую почту или правительственную переписку.

Tags: война | история